Самые компактные коммерческие помещения в новостройках в 2019 г. располагаются в г. Краснодаре, их площадь составляет всего 10 м². Как правило, они рассчитаны для сферы услуг, например, ремонта обуви и изготовления ключей. Одни из самых просторных площадей предлагаются в Москве - 2 844,6 м², Ростове-на-Дону - 1 393,8 м² и Перми - 1 359,4 м². Такая нарезка востребована у федеральных торговых сетей, детских центров и фитнес клубов, где необходимо четкое следование санитарным нормам по площади помещений. В среднем же по России доля коммерческих помещений на первых этажах составляет около 3-10% от общей площади объекта.
Основная часть продаваемых в настоящее время коммерческих помещений в новостройках находится в диапазоне от 50 до 150 м². Такой размер является оптимальным для большинства предприятий, например, для размещения магазина продовольственных или хозяйственных товаров, аптеки, пекарни, кафе или салона красоты.
Большая часть компактных площадей в городах с населением свыше 500 тыс. человек представлена площадью порядка 20 м². Такие небольшие помещения характерны для рынков с высоким уровнем цен, например в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке или Екатеринбурге.
Самый широкий средний диапазон востребованных площадей представлен в Москве: от 40 до 160 м². Это является следствием огромного разнообразия открываемых бизнесов: точек выдачи интернет-заказов, мини-пекарен, продуктовых магазинов, салонов красоты, аптек, шоурумов и т. п. Стоит отметить, что среди начинающих предпринимателей, представляющих микро-бизнес, наибольшим спросом пользуются помещения от 35 до 60 м².
Диапазон доступных площадей коммерческих помещений в объектах нового жилищного строительства в различных российских городах
Город |
Средний диапазон наиболее востребованных коммерческих площадей, |
Минимально доступная площадь |
Максимально доступная |
Москва |
40 – 160 |
30 |
2 844,6 |
Санкт-Петербург |
50 – 120 |
20 |
1 309,2 |
Екатеринбург |
40 – 70 |
20 |
332,4 |
Пермь |
35 – 85 |
36 |
1 359,4 |
Уфа |
30 – 80 |
30,8 |
352,7 |
Ростов-на-Дону |
35 – 1500 |
31 |
1 393,8 |
Краснодар |
30 – 150 |
12 |
1 018,5 |
Сочи |
30 – 120 |
20 |
459,4 |
Тюмень |
40 – 75 |
35,5 |
522,2 |
Ижевск |
50 – 120 |
31,7 |
956,1 |
Калуга |
50 – 100 |
25 |
224,3 |
Владивосток |
30 – 90 |
17,1 |
300 |
Пенза |
40 – 120 |
22 |
362,1 |
Сургут |
30 – 110 |
30 |
160 |
Размер коммерческих помещений имеет зависимость и от этажа размещения: так самые компактнее площади традиционно расположены на цокольном этаже, в то время как на первом этаже представлены самые просторные планировки. Это обусловлено тем, что коммерческие площади на первом этаже имеют больше вариантов назначения и более близки к потенциальному покупателю. Если коммерция имеется на втором этаже, то ее площадь, как правило, на 20-30% меньше, чем на первом.
Если же говорить про типологию использования коммерческих помещений на первых этажах жилых домах, то наиболее популярными являются магазины продовольственных и хозяйственных товаров, предприятия по предоставлению бытовых услуг, кафе и кафетерии, досуговые учреждения.
Краснодар оказался самым спортивных городом – в нем отмечена наибольшая доля открываемых спортивных и развивающих центров - 16%. Во Владивостоке и Перми пользуются популярностью детские развивающие центры и частные детские сады. На их долю приходится порядка 26% и 18% от открываемых на первых этажах видов бизнеса соответственно. В Ростове-на-Дону чаще всего открываются салоны красоты и парикмахерские, на их долю приходится порядка 36% от коммерческих видов деятельности на первых этажах новостроек. Также салоны красоты весьма популярны в Екатеринбурге (33%), Пензе (27%) и Владивостоке (22%). В Москве самыми востребованными стали продовольственные магазины, на долю которых приходится 24% площадей. При этом в Сургуте и Уфе доля таких магазинов на первых этажах новостроек уже составляет более 30%.
Встречаются и уникальные учреждения в жилых домах. Так, например, в Екатеринбурге в одной из новостроек на первом этаже открылся контактный зоопарк.
По материалам пресс-службы ФК «Талан»